О расчете рангоута и стоячего такелажа

Опубликовано> июня 8, 2011, категория> Новости.

Вспомните и сравните “Фолькбот” водоизмещением 2150 кг с парусами площадью 24 м2 и “Звездник” с площадью парусов около 27 м2 и массой порядка всего 700 кг. При этом масса балласта у “Фолькбота” составляет 1025 кг, а у “Звездника” лишь 400 кг, но, несмотря на разницу в парусности, мачта “Фолькбота” выглядит столбом по сравнению с мачтойтростинкой “Звездника”.

Самые слабые мачты и неразвитый стоячий такелаж имеют швертботы. При порыве ветра швертбот накренится и “сбросит” с парусов нагрузивший их ветер. Поэтому поломки мачт на швертботах исключительно редки, от этой беды их защищает опрокидывание — намного меньшая неприятность.

Мачты работают в основном на сжатие под нагрузкой, передаваемой стоячим такелажем. Действующей на мачты распределенной нагрузкой от парусов, сжимающей нагрузкой от фалов и сосредоточенной нагрузкой от гика в расчетах пренебрегают, полагая, что все условности расчета учитываются принятым коэффициентом запаса. Уместно отметить, что на некоторых гоночных яхтах фалы фиксируются стопорами сразу после выхода из блока и сжимающую нагрузку на мачту не передают.

Основные принципы расчета рангоута показаны на примере современной мачты для бермудских парусов.

С точки зрения строительной механики, рангоут и стоячий такелаж представляют единую систему, установленную на корпусе судна. Результатом взаимодействия рангоута и стоячего такелажа является одна и та же нагрузка, воспринимаемая и рангоутом, и стоячим такелажем. Поэтому расчет рангоута означает одновременный расчет стоячего такелажа, что исключает необходимость возвращения к этой теме в следующей далее главе 7 “Стоячий такелаж”.

Исходными данными для расчета мачты являются момент М, кренящий судно на 30°, который, естественно, равен восстанавливающему моменту при том же крене, и расстояние от ДП судна до вантпутенса, то есть приблизительно половина ширины судна В12.

Ванты передают на мачту до 55% всей воздействующей на нее нагрузки, но в случае узкого судна, такого как 12метровик, эта величина может быть значительно больше — до 75%. То есть, “узкие” краспицы в сочетании с таким же основанием вант значительно увеличивают нагрузку на мачту.

Ванты воспринимают ту же самую нагрузку, которую передают мачте. Приблизительно оценить их величину для различных вариантов вооружения и стоячего такелажа можно с помощью табл. 6.1.