Отличительная черта современного бермудского вооружения

Опубликовано> июня 7, 2011, категория> Новости.

Отличительная черта современного бермудского вооружения — широкое использование краспиц, уменьшающих нагрузку на мачты за счет сокращения длин их неподдерживаемых участков и повышающих эффективность стоячего такелажа путем увеличения угла протыкания вант к рангоуту. Значение краспиц будет наглядно объяснено ниже, при описании расчета рангоута.

Если на прогулочных судах встречаются мачты с одной парой краспиц, то на гоночных яхтах три-четыре пары краспиц являются обычными. Увеличение количества краспиц приводит к уменьшению размеров сечения мачты, что повышает возможности настройки парусного вооружения.

На длину и расположение краспиц влияет отношение высоты переднего треугольника к его основанию, а также форма задней шкаторины генуи. Часто верхние краспицы имеют меньшую длину по сравнению с нижними с целью избежать излома на вантах задней части генуи на курсе бейдевинд.

С этой точки зрения краспицы меньшей длины могли бы показаться предпочтительными, но это означало бы уменьшение расстояния между вантпутенсами и уменьшение угла притыкания вант к мачте, что привело бы к увеличению нагрузки на мачту.

Краспицы современных мачт изготавливаются из специальных обтекаемых алюминиевых профилей и устанавливаются в коробчатые основания на мачте из тонколистовой нержавеющей стали. От выпадения краспицы страхуются винтами. Точно также крепились к мачтам деревянные краспицы во времена деревянного рангоута.

На металлическом рангоуте применяется и другой способ установки краспиц, когда они надеваются на пропущенный через все сечение мачты сквозной брус. Оба эти варианта показаны на рис. 6.16.

Рис. 6.16. Способы установки краспиц

Все сказанное выше, разумеется, нельзя назвать полным описанием возможных конструкций рангоута, тем более что рангоут не всегда бывает традиционным. Например, строитель парусных яхт Хилберт Ноорман разработал и с 1991 года успешно применяет на своих судах так называемую щелевую мачту, представляющую собой два параллельных крыловидных профиля, связанных между собой кницами. При этом сечение мачты является как бы открытым по направлению движения судна, но сужается вблизи неприкрепленной к мачте передней шкаторины грота и обеспечивает тем самым увеличение скорости набегающего на переднюю шкаторину грота воздушного потока в 3…4 раза.