Стальной рангоут

Опубликовано> июня 5, 2011, категория> Парусные корабли.

Стальной рангоут конструктивно мало отличается от рангоута из легких сплавов. Он позволяет иметь мачты меньшего сечения, но более тяжелый. Этот недостаток становится пренебрежимо малым лишь с ростом водоизмещения судов. На крупных парусных судах рангоут всегда стальной, при этом мачты могут использоваться для вентиляции и даже для газовыхлопа.

Стеклопластиковая мачта конструктивно представляет собой трубу с небольшой конусностью, топ и шпор в этом случае выполняют функцию не только заглушек из металла или пластика, на них закреплены блоки и оковки. Прочие детали крепятся к рангоуту с помощью деревянных внутренних проставок, наружных металлических хомутов или сквозными болтами. Ликпаз представляет заформованный или приформованный специальный профиль.

Технология изготовления стеклопластикового рангоута может быть различной. Для небольших мачт применима ручная формовка лент стеклоткани, но для промышленного производства все же больше подходят другие, гораздо более сложные методы, и понятно, что высокое качество при приемлемой себестоимости может обеспечить только специализированное производство.

Форма сечения мачт определяется вооружением судна.

Мачты судов с прямыми и вафельными парусами всегда имеют круглое сечение, потому что они приблизительно в равной степени подкреплены такелажем, как в продольной, так и в поперечной плоскости.

Мачты яхт с бермудским вооружением имеют сечение, у которого продольный размер обычно намного превышает поперечный. Это объясняется наличием развитого поперечного такелажа с несколькими парами краспиц, чего нельзя сказать о продольном такелаже, в составе которого обычно только штаг и ахтерштаг. Таким образом, если мачта бермудской яхты вынужденно изготовлена из круглой трубы, ее прочность в поперечной плоскости избыточна. Исключением из этого правила являются только не поддерживаемые такелажем гибкие мачты легких швертботов-одиночек и мачты старых яхт с маленьким, низко расположенным стакселем.