Яхты с гафельным вооружением

Опубликовано> января 31, 2011, категория> Парусные корабли.

За рубежом прогулочные яхты с гафельным вооружением до сих пор строятся серийно, и причиной является не только мода на старину, но куда более важные причины, о чем уже упоминалось. В последние годы некоторый интерес к гафельным судам новой постройки появился и в России, во всяком случае, небольшая серия швертботов с вооружением гафельный кэт уже заслужила положительные отзывы.

Более того, вряд ли полностью исчезла перспектива применения гафельного вооружения на гоночных яхтах. Современные гибкие гафели дают парусу ряд положительных качеств, особенно для гуари — разновидности гафельного вооружения, которое отличают удлиненная форма парусов и почти параллельный мачте гафель. Использование гафеля, кроме того, позволяет уменьшить сечение мачты. Главное препятствие распространения грота гуари — относительно малая площадь получаемого при этом стакселя, что неблагоприятно с точки зрения обмера яхт по правилам IOR (International Offshore Rules).

И последняя в этой главе историческая справка. Поскольку парусное вооружение характеризуется не только типом и числом парусов, но и количеством мачт, отметим, что все первые парусные суда были одномачтовые. Лишь незадолго до нашей эры двухмачтовые суда начали строить финикийцы, но они не были популярны вплоть до XIV века, когда растущие размеры судов потребовали увеличения количества мачт и парусов. Существующие традиции наименования мачт и парусов будут изложены далее в главах 6 и 8, посвященных рангоуту и парусам соответственно.

Оставшиеся в прошлом

Произведения писателей-маринистов нередко пестрят такими названиями судов, которые своей загадочностью способны будоражить воображение. Вспомним, например, отечественного классика Бориса Житкова: "…все ясно видели, как, круто вырезаясь против ветра в бейдевинд, шел сарацинский корабль — саэта, длинная, как стрела". А кроме того, бесконечные тартаны, карамусалы, шебеки, трабаколло, галеасы, каракки галионы, галиоты, скампавеи — всех их трудно даже перечислить.

Конечно, известные "художественные образы" хотелось бы дополнить их строгим техническим описанием. Но системное описание любых сооружений, в том числе, старинных судов, предполагает в своей начальной стадии их классификацию по уже выявленным признакам.