Трансмиссии вертолетов

Опубликовано> января 28, 2011, категория> Вертолеты. Технические данные.

Опыт эксплуатации вертолетов показывает, что в пределах установленных сроков службы трансмиссия работает в основном надежно. Безотказная работа трансмиссии во многом зависит от своевременности и полноты смазки трущихся поверхностей ее валов и редукторов; отсутствие достаточного количества смазки или недостаточная кондиционность ее могу г привести к повышенным трениям в сочленениях и, как следствие, к повышенному износу деталей трансмиссии.

При эксплуатации трансмиссии в полете основное внимание следует обращать на выдерживание предельных температурных режимов работы редукторов и на наличие давления масла в них. Во всех случаях при падении давления масла ниже допустимой величины или при повышении температуры масла в редукторе сверх установленных норм нужно произвести посадку вертолета для выяснения и устранения причины дефекта.

Особенно внимательно необходимо контролировать температурный режим редукторов при эксплуатации вертолетов в условиях высоких температур окружающего воздуха. В этом случае при опробовании вертолетов на земле нельзя допускать длительной работы на повышенных оборотах, так-так возможен перегрев масла в редукторах. Охлаждение же сильно нагретого масла в условиях высоких температур окружающего воздуха требует длительного времени, что может привести к срыву выполнения полетного задания.

Одним из признаков исправного состояния трансмиссии (при выключенном состоянии) является легкость ее вращения, которая проверяется вращением лопастей несущего винта рукой или специальным динамометром.

Проверка легкости вращения трансмиссии динамометром (безменом) производится так же, как и проверка затяжки гасителей колебаний (тем же динамометром). Разница заключается только в том, что затяжка гасителей колебаний проверяется при заторможенной трансмиссии, а легкость вращения трансмиссии — при отключенном тормозе (трансмиссия расторможена).

Для одного и того же вертолета при всех прочих равных условиях (достаточности смазки в шарнирных сочленениях и одинаковой температуре) усилие, потребное для страгивания (вращения) трансмиссии, с увеличением выработки ресурса должно уменьшаться или оставаться неизменным. Так, например, для вертолетов Ми-4 оно должно соответствовать примерно 5 кг.